19 октября 2017 г. В 14-00 состоялось собрание юридической клиники «Центр правового просвещения, защиты прав и законных интересов граждан РФ» Ставропольского института кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права.
В собрании приняли участие декан юридического факультета, профессор Близно Лилия Васильевна, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, доцент Шевченко Геннадий Викторович, заведующая кафедрой административного и финансового права, доцент Нечаева Наталья Борисовна, доцент кафедры административного и финансового права Толстова Анна Евгеньевна, студенты-активисты юридической клиники, студенты юридического факультета.
Юридическая клиника является объединением студентов и преподавателей, созданным на основе их совместной деятельности, направленной на своевременную адаптацию обучающихся к их будущей работе в сфере юриспруденции. Юридическая клиника оказывает содействие развитию в образовательном процессе института практико-ориентированного обучения.
Приоритетным направлением в оказании юридических услуг Клиникой является правовая помощь малоимущим и социально незащищенным слоям населения.
Доцент кафедры административного и финансового права Толстова Анна Евгеньевна сообщила студентам-клиницистам, что обучение в юридической клинике состоит из нескольких последовательных тесно взаимосвязанных этапов.
Первый этап обучения – имитационные занятия для вновь принятых студентов.
Срок обучения – 2 месяца. Занятия планируется проводить один раз в неделю.
На втором этапе обучения, студенты, прослушавшие теоретический курс, начинают дежурить в клинике по графику, составленному с учетом основного расписания занятий на факультете, пожеланий самих клиницистов, согласованному с руководителем программы, и принимают граждан, которые обращаются в клинику за правовой помощью. Дежурство преподаватель организует так, чтобы только что прослушавшие теоретический курс студенты вели прием граждан совместно со студентами старших курсов.
На втором этапе обучения в клинике преподаватель проводит как групповые, как, так и индивидуальные занятия, роль преподавателя здесь заключается в управлении процессом самообучения студентов. Студенты сами ведут прием граждан и составляют резюме, подбирают и изучают нормативную правовую базу, необходимую для подготовки консультации. Преподаватель индивидуально с каждым студентом встречается и контролирует ход работы по делу клиента. При необходимости в случае возникновения трудностей в ходе самостоятельной работы студента преподаватель проводит с ним индивидуальные занятия. Преподаватель не дает готовых ответов студенту. Его помощь состоит в том, чтобы постановкой вопросов, а не дачей готовых ответов, помочь студенту найти правильное решение.
На групповых занятиях обсуждаются проблемы, возникшие при проведении интервьюирования и консультирования клиента, а также при подготовке консультации (с соблюдение правила конфиденциальности информации).
Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости.
В рамках третьего этапа студенты также осуществляют дежурства, однако ведут прием граждан самостоятельно. Консультирование с преподавателем происходит индивидуально – по мере появления вопросов и трудностей при рассмотрении порученного дела.
Работа в клинике с реальным клиентом осуществляется студентами под их личную ответственность, но руководитель программы постоянно контролирует ход работы по делу и качество работы.
В заключении Толстова Анна Евгеньевна отметила, что на всех этапах обучения взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется в разнообразных формах:
По завершении собрания ряд студентов старших курсов изъявили желание пройти обучение в юридической клинике института.
Автор: Л.В. Близно
Дата: 20.10.2017